Риски для салонов красоты:

руководитель салона не сможет привлекать самозанятых к обслуживанию клиентов, т.к. отношения с ними налоговая инспекция с большой вероятностью отнесет к трудовым. Очень многие работники будут уходить из салонов красоты, и будут работать на себя, тем более, что теперь нет необходимости опасаться, что налоговая будет проверять, а клиенты без каких-либо проблем смогут перечислить деньги на карту мастера.

массовый уход клиентов. Клиенты всегда хотят получить услугу в удобное для себя время, но салоны красоты работают в том же графике, что и офисы, и после десяти вечера сделать маникюр можно только у «самозанятого домушника»..

-соблазн для работодателей. Может возникнуть желание перевода сотрудников на самозанятость, чтобы не платить за них взносы и налоги в пенсионные и страховые фонды.

Риски для самих самозанятых

-большой финансовый риск. Так, период работы «самозанятого гражданина» не включается в страховой стаж. Чтобы решить эту проблему, надо платить страховые взносы самостоятельно.

Главный же риск, касается потребителей услуг красоты

– в настоящее время в законе есть «пробел»: кроме ФНС России никакая другая контролирующая организация не ведет учет и надзор за профессиональной деятельностью специалистов, оказывающих услуги в сфере красоты в качестве “самозанятых”. В разъяснении, которое получено мною от Роспотребнадзора в письме от 02/08/2019 г №09-9881-2019-40 о проверках «самозанятых граждан» в сфере оказания бытовых косметических услуг сказано «…установленный в статье Федерального закона от 26.12. 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в соответствии с которым юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора), не применим к деятельности «самозанятых граждан». В тоже время было указано, что согласно Федеральному закону от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных эпидемиологических требований обязательно и для граждан. Предметом регулирования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются отношения в области организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

«Фонд социального страхования занимается социальными выплатами, которые пока недоступны для самозанятых, — это пособия по рождению, уходу за ребенком и другие. Но наш фонд предлагает такой вариант как добровольное страхование. Заплатив один раз определенную сумму, они могут получить гарантии», — отметил заместитель управляющего региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РТ Фердинат Закиров.

По сути, сейчас «самозанятые в красоте», если это не ИП, не понятно, как и кем контролируется с точки зрения состояния их здоровья, профессиональной квалификации, выполнения мероприятий санэпидрежима, соблюдения требований СанПиН. На мой взгляд, это самый главный риск для потребителей в сфере оказания услуг «самозанятыми по красоте». Закон об установлении специального налогового режима – эксперимент, который в ближайшем будущем изменит статус “пилотного проекта”. По мере накопления аналитической информации будут внесены дополнения и будем надеяться, что изменения коснутся требований к “самозанятым гражданам” из индустрии красоты.